Каждый человек в своей жизни хотя бы раз посещал ресторан и сталкивался с вопросом: оставлять официанту чаевые или нет? С одной стороны, оставлять на чай – это старая традиция, с другой стороны, давать или не давать деньги зависит от того, насколько они были заслужены.
В каждой стране существуют собственные неписаные законы или порядки насчет того, сколько процентов чаевых следует оставить при посещении ресторанов или кафе.
Размер чаевых зависит от множества факторов, в числе которых:
Чаще всего принято по этикету оставлять от 5 до 20 % суммы заказа, но эта цифра может существенно изменяться в зависимости от страны
Например, в Японии официант может догнать посетителя и отдать ему деньги, оставленные на чай, поскольку в стране восходящего солнца оставлять на чай не принято.
В Европе сумма «на чай» также разнится в зависимости от страны. В большинстве своем в Центральной Европе нормальным считается оставить «на чай» за качественное обслуживание не более 15 % от суммы заказа. В Италии данный процент существенно ниже, поскольку официанты имеют привычку завышать сумму сделанного посетителем заказа. А чем севернее продвигаться вглубь Европы, тем ниже требуется оставить в качестве чаевых. Сумма чаевых в России также составляет общепринятые 10–12 % от заказа.
Оставлять «на чай» или нет? Это зависит от собственного желания клиента. При этом, согласно данным статистики, примерно 30 % всего населения всегда оставляет официантам или обслуживающему персоналу небольшое вознаграждение, 30 % постоянно пребывают в замешательстве, сколько оставить и как это сделать, а оставшееся число не платит просто принципиально.
Хотя нет установленного закона платить чаевые, но будет не лишним, если качество и скорость обслуживания были на высоте, оставить официанту небольшое вознаграждение, поскольку данная сумма будет его дополнительным заработком и простимулирует работать еще лучше.
Однако не стоит опасаться не оставлять «на чай» из боязни, что в следующий раз отношение будет предвзятым. Каждый официант или любое лицо из обслуживающего персонала в первую очередь должно выполнять свою основную работу.
Термин «чаевые» подразумевает вручаемую на добровольной основе со стороны клиента обслуживающему персоналу некую сумму сверх указанной стоимости счета.
История возникновения данного явления туманна, и каждая страна претендует на собственную версию появления словосочетания «на чай»
Самые распространенные версии:
1. Англия. В 18 веке питье чая в Англии происходило в специальных «чайных садах», где на самых презентабельных столиках были таблички с аббревиатурой TIPS, что в переводе означает «ускоренное обслуживание за плату сверх установленных расценок». До сих пор в некоторых туристических странах можно увидеть подобные таблички в кафе или в ресторане.
2. Германия. В Германии возникновение понятия «чаевые» восходит к 16 веку. Тогда в каждом городе имелись колодцы для публичного пользования, и каждый желающий мог набрать воды. Подростки в порядке помощи предлагали свои услуги за символическую плату.
3. Россия. В позапрошлом столетии в России было принято давать половому небольшую сумму денег, которая равнялась самой дешевой порции чая. Половой – это современный официант. Это мера полагала повышение скорости обслуживания.
4. США. В Америке бытует история, что во времена Дикого Запада ковбой, посещающий салун, всегда кидал официанту некоторую сумму денег, что подразумевало возможность последнему заработать при хорошем обслуживании посетителя.